Авторы «Статегии-2020» предлагают повысить пенсионный возраст до 63 лет и для мужчин, и для женщин, правда сделать это предлагается только к 2030 году, что в принципе выходит за рамки «Стратегии». Предлагается снизить ставку страховых взносов с 30% до 20-22%. По мнению разработчиков, это поможет вывести зарплаты из тени и увеличить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Обратили внимание и на здоровье россиян. Чтобы увеличить средний возраст населения, докладчики считают необходимым повысить цены на фаст-фуд и прочие не очень полезные продукты питания, а вот на овощи и фрукты – понизить.
Также нужно снизить ипотечный кредит до 4% и инфляцию до 2-3% в год, отказаться от экспортных пошлин на нефть и увеличить налог на добычу полезных ископаемых, двухэтапную приватизацию «нерадикального характера» в период до 2015 года, а также полную приватизацию крупнейших компаний
Над докладом почти год трудились тысячи ведущих специалистов в области экономической политики и смежных отраслей – всего 27 экспертных групп. Надо сказать, что саму «Стратегию-2020» в правительстве приняли еще в октябре 2008 года, но в условиях кризиса проект невольно потерял свою актуальность. «Коррекция» документа началась в январе 2011 года, и вот экспертное сообщество подготовило новую «Стратегию». Проблема в том – кто ее будет теперь выполнять.
Даже в своей нынешней вроде «смягченной» форме доклад выглядит для будущего правительства слишком радикальным, даже революционным, а по степени разработки тем — чересчур головоломным, пишет «Коммерсант».
Если в прежней версии доклада еще были «развилки» между возможными вариантами развития экономической политики, то сейчас каждый раздел просто содержит «дорожную карту» предполагаемых изменений, что-то вроде готовых рекомендаций властям.
Бремя позднего Путина
Между тем, Центр стратегических разработок, который, кстати, предсказал протесты в России еще до выборов в Госдуму, вновь выдал мрачные прогнозы. Так, по мнению экспертов, премьерство Медведева придется на новый экономический кризис, будет кратким и неудачным. В результате чего, через три года в стране пройдут досрочные выборы в парламент. А через 6 лет рейтинг самого президента может упасть ниже 10%. У Владимира Владимировича не останется пространства для маневра и ему придется, как позднему Ельцин, искать стратегии выхода и новые лица в политике.
По мнению экспертов Центра стратегических разработок, произойти это может и из-за решения повысить пенсионный возраст, а между тем, именно пожилым избирателям Путин обязан значительным процентом голосов.
«Это возможный сценарий. Аналогичный сценарий уже наблюдался в России как минимум дважды: один раз — в эпоху перестройки Горбачева, второй — после избрания Ельцина на второй срок. Сейчас стартовые условия для нового президентства Путина мало чем отличаются от ситуации, в которой был Ельцин после избрания на второй срок», — сказал в интервью телеканалу «Дождь» глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич сравнил ситуацию с эпохой позднего Брежнева, когда из-за роста цен на нефть страна жила все лучше и лучше, а когда они рухнули, рухнула и вся экономика.
«Чтобы не доводить до такого, мы должны проявить ответственность, начать осуществлять необходимые реформы, в том числе — в пенсионной сфере, — заявил Гурвич. — Еще за предыдущие сроки у нас накопился большой груз непопулярных реформ, которые требуют реализации. И чем дальше мы их откладываем, тем труднее будет их реализовать потом. Я вижу два варианта. Первый: цены на нефть растут, и мы некоторое время можем продолжать жить так, как мы жили раньше, раздавать «сладкие пряники» и не проводить тяжелых, непопулярных реформ. Но, рано или поздно, цены все равно обвалятся».
Премьера в роли премьера будет неудачной
Между тем, как заявляют эксперты, возвращаясь к докладу «Стратегия-2020», который оценивается в целом позитивно, непонятно, кто сможет его реализовать. Документ получился качественнее, чем обычные правительственные разработки в этой сфере, так что, его, наверно, разумней реализовывать не членам правительства, а самим разработчикам. Потому что сомнительно, что предполагаемый состав нового правительства Медведева, да и сам Медведев, сможет грамотно реализовать столь сложный проект, ориентированный на слишком высокий уровень государственного управления.
«Для Дмитрия Медведева характерен стиль проведения каких-то изменений, опираясь на наращивание бюджетных расходов. На этом базировались практически все предпринятые им реформы. Сейчас такой возможности у правительства не будет — наоборот, ему, скорей всего, придется как-то «ужиматься». Но это стиль, не характерный для Медведева. Я не очень представляю, какие реформы он сможет предложить в подобных условиях», — заявил Михаил Дмитриев.