В честь триумфа иранского режиссера на его родине планировалась торжественная церемония. Однако незадолго до мероприятия Министерство культуры и исламского просвещения Ирана наложило вето на проведение торжества.
Официальный Тегеран возмущен – в фильме режиссер выставляет напоказ неравенство между полами и «побуждает» иранцев покинуть свою страну.
Видимо, фильм получился чересчур вольный для политических реалий современного Ирана.
Развод по-ирански
В «Разводе Надера и Симин», мы видим супружескую пару, жаждущую развода. Не находя для своей дочери перспектив на родине, женщина в разрез с намерениями мужа пытается эмигрировать из страны.
В начале фильма звучит вопрос закадрового судьи: «Вы считаете, что у нее нет будущего в нашей стране?». Режиссер на протяжении всего фильма ответа так и не дает. Может это и смутило властей?
Помимо вопроса миграции, семейная драма заставляет задуматься и о моральных запретах. В частности, «не лги» и «не лжесвидетельствуй». Ведь на протяжении всей киноленты две иранских семьи бессильно барахтаются в океане лжи и лицемерия.
Например, по сюжету наглая сиделка бросает на произвол судьбы беспомощного старика и начинает заигрывать с чужим мужем. А затем и лжесвидетельствует против него в суде.
«Эта история поднимает глобально значимые вопросы ответственности, субъективности, непредвиденных обстоятельств того, что значит «сказать правду», а так же говорит о том, какой тонкой может быть линия между непоколебимостью и гордостью – особенно среди представителей мужского пола – и эгоизмом, и тиранией», замечает американский журнал Screen Daily.
Сказал слово – сел за решетку
В прошлом году, на церемонии награждения в Берлине Фархади объявил, что кино для него стало средством политического самовыражения. Что явно не обрадовало иранские верхи.
Ведь в последнее время кинематографисты Исламской республики стали позволять себе жесткую критику общества, и некоторые из них уже поплатились свободой и правом работать в профессии.
Под угрозой оказался и сам Фарханди. На одном из фестивалей режиссер имел неосторожность высказаться по поводу иранской цензуры, упомянув, в частности, арест своего коллеги Джафара Панахи. Правительство Тегерана сразу же встало на дыбы. Ведь в 2010 году Панахи, считающийся на Западе лучшим из нынешних иранских режиссеров, был брошен в тюрьму за «антиправительственную пропаганду» и участие в акциях оппозиции.
Благодаря такой «оплошности» Фарханди сам чуть не лишился возможности продолжать творческую деятельность. Доделать «Развод» ему было разрешено лишь после публичных извинений перед правительством.
Эмиграция — не про меня!
«Долгое время именно кинематографисты облагораживали в глазах мира образ Ирана как страны. Сегодня можно говорить о новом этапе, когда кино Ирана отражает глубокий кризис общества. А профессиональный уровень таких фильмов, как «Развод», столь высок, что их можно смотреть, словно хичкоковские детективы — не отрывая глаз и с замиранием сердца», – пишет российский кинокритик Андрей Плахов в газете «Ведомости»
В минувшую субботу Асгар Фархади заявил, что, несмотря на обретенную им всемирную славу и вопреки упрекам со стороны властей о якобы звучащих с его стороны «призывах к эмиграции», он любит свою страну.
«Я обожаю свою Родину и не променяю ее. Я никогда не эмигрирую из Ирана!» – сказал режиссер. Затем, правда, добавил, что следующий фильм он будет делать за границей.