16 731 интервью, проведенные Арабским центром научных и политических исследований в первой половине 2011 года, выявили поддержку большинством целей арабской революции и, в частности, демократической системы правления.
Опрос, при содействии местных институтов и исследовательских центров, проводился в Йемене, Саудовской Аравии, Ираке, Иордании, Палестине, Ливане, Судане, Египте, Тунисе, Алжире, Марокко и Мавритании.
По вопросу отделения религии от государства мнения респондентов раскололись, но большинство при этом против вмешательства религиозных деятелей в политику.
Исходящая от Израиля и США угроза превосходит иранскую в соотношении 15:1, хотя среди живущих в непосредственной близости от Ирана этот показатель ниже.
По некоторым вопросам мнения различаются от страны к стране и от региона к региону, но в том, что касается вопросов идентичности и национальных приоритетов, наблюдается явный транснациональный, трансграничный общественный консенсус.
Данные, полученные в результате этого опроса – самого масштабного из проводившихся до сих пор в регионе — настоящий клад для тех, кто хочет лучше понять политическую обстановку в арабском мире.
Основные выводы
В ожидании публикации отчета об исследовании, приведем его основные выводы:
- Большинство опрошенных считают себя людьми религиозными, но при этом в основном против вмешательства религиозных организаций в политический выбор граждан.
- 71 процент утверждает, что в экономических и социальных отношениях не делают различия между людьми религиозными и нерелигиозными.
- 77 процентов доверяли военным в своей стране, половина доверяли полиции, 47 процентов доверяли своим правительствам и 36 процентов — местным советам до начала революций.
- Целых 83 процента считают, что коррупция в их странах широко распространена.
- Только 19 процентов полагают, что закон в их странах применяется в равной степени ко всем гражданам.
- Три четверти опрошенных считают, что арабские государства должны принять меры для сближения друг с другом. Примерно такое же количество считает, что страны должны снять ограничения на свободу передвижения, и 67 процентов не удовлетворены уровнем межарабского сотрудничества.
- Вопреки пропаганде основных мировых СМИ, 73 процента опрошенных считают двумя наиболее опасными странами — Израиль и США. Пять процентов полагают, что наибольшую опасность представляет Иран; этот показатель варьируется в разных странах и регионах.
- 84 процента считают, что палестинский вопрос — это дело всех арабов, а не только палестинцев.
- Также 84 процента против признания их странами государства Израиль, и только 21 процент поддерживает, до определенной степени, заключение мирного договора между Египтом, Иорданией и Организацией освобождения Палестины, с одной стороны, и Израилем – с другой. Менее трети согласны с внешней политикой своих правительств.
- Что касается оружия массового поражения, 55 процентов выступают за регион, свободный от ядерного оружия, и 55 процентов считают, что факт обладания Израилем ядерным оружием оправдывает наличие его у других стран в регионе.
Кроме того, большинство арабов поддерживают тунисскую и египетскую революции, и считают, что революция началась из-за коррупции, диктатуры, и отсутствия равенства и справедливости. Большинство также относят себя к одной арабской нации.
В основном арабы вовсе не воспринимают демократию как понятие исключительно западное. Скорее они придерживаются четкого определения демократической системы, которое включает в себя политический плюрализм, свободу слова, верховенство закона, и так далее.
Когда же доходит до конкретики, лишь чуть больше половины — 57 процентов — поддерживают правление политической партии, с которой они не согласны.
И хотя в целом люди, как правило, поддерживают демократию, некоторые до сих пор не вполне понимают и не до конца принимают ее принципы.
36 процентов заявили, что если к власти придут те силы, с политической платформой которых они не согласны, они не будут их поддерживать — относительно высокий показатель, не очень сочетающийся с демократией.
Это показывает, что, несмотря на наличие у большинства намерения перейти к плюрализму, существует сопротивление плюрализму и разнообразию среди некоторого меньшинства.
Подавляющее большинство в Египте и Тунисе с оптимизмом смотрят в будущее, уверенные, что через три года жизнь в их странах будет лучше, чем во времена правления Мубарака и Бен Али.
Пока еще неясно, до какой степени высказанные в ходе опроса мнения являются отражением волнений и надежд, связанных с революциями, и насколько далеко люди готовы идти для создания демократической системы.
Именно поэтому необходимо ежегодное проведение подобных опросов (чем обещает заняться Арабский центр научных и политических исследований), чтобы лучше понимать мышление арабов, вне зависимости от резких изменении и перепадов настроения.
Первоначально соцопросы были инструментом, используемым в западном обществе и бизнесе для оценки потребительских тенденций и приоритетов. Однако со временем они превратились в передовую технологию мониторинга политических настроений в обществе, необходимых для определенного политического доверия, открытости и социальной стабильности.
Конечно, неизвестно, насколько свободно и без опасений респонденты в арабских странах выражают свое мнение. Тем не менее, благодаря революциям люди впервые за несколько десятилетий стали выражать готовность поделиться своими политическими настроениями.
Безусловно, значительные масштабы опроса помогают добиться лучших результатов. Но дело тут не только в количестве. Методология, использованная на этот раз социологами – 40-минутное интервью наедине с каждым респондентом — обеспечивает более точные результаты, чем обычные быстрые телефонные интервью.
Такой подход резко отличается от проводимых часто в арабском мире опросов западного типа, отражающих западные, а не арабские приоритеты и / или сосредоточенные на определенных утверждениях и стереотипах.
Это был не один из тех опросов, в которых у респондентов допытываются, чувствуют ли они себя мусульманами или арабами, за паранджу они или за демократию. Этот опрос – первый с начала потрясений в арабском мире – отразил настроения людей в свете произошедших изменении.
Но как он сочетается с результатами выборов в разных арабских странах, где исламисты добились серьезных успехов – например, в Египте, где консервативные и ультра-консервативные исламистские партии получили 70 процентов голосов?
На самом деле, эти два явления вовсе не взаимоисключающие. Подобные опросы только лучшее и глубже объясняют закономерности результатов голосования, и помогают выявить мнение тех, кто до сих пор хранил молчание.
Марван Бишара, политический обозреватель телеканала «Аль-Джазира», автор книги «Невидимый араб: перспективы и опасности арабских революций».