«Мы достигли договоренности о предварительной совместной оценочной гуманитарной миссии в пострадавшие районы», — сообщила Валери Амос в коммюнике, распространенном в пятницу Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов.
Бессмысленное посредничество?
Договоренность с официальным Дамаском Амос назвала «необходимым первым шагом». Но в глазах сирийской оппозиции такие «первые шаги» выглядят запоздавшими. Равным образом, как и задача Кофи Аннана выступить посредником в сирийском конфликте.
Глава Сирийского национального совета, признанного министрами иностранных дел стран Евросоюза (не говоря уже о Лиге арабских государств) в качестве легитимного представителя народа Сирии, Бурхан Галлиун в преддверие приезда бывшего генсека ООН объявил, что «любое решение кризиса должно сопровождаться военным давлением на Башара Асада».
«Я опасаюсь, что он (Кофи Аннан. – WordYou), как и другие международные посланники, бессмысленно потратит месяц или два на посреднические усилия», — сказал лидер сирийской оппозиции.
Получается, что компромисс уже в принципе невозможен.
Главное – гуманитарная катастрофа
Но на первый план в нынешней ситуации выходит необходимость спасения людей, ставших жертвами военных действий. «У меня была возможность посетить Хомс и часть района Баб-Амр вместе с Сирийским арабским Красным Полумесяцем, так что я могла собственными глазами увидеть последствия вооруженных действий, — рассказала замгенсека ООН журналистам. — Я была шокирована увиденными разрушениями. Почти все здания были разрушены, и мало кто из людей там остался. Меня чрезвычайно беспокоит, где нашли убежище люди, вынужденные покинуть Баб-Амр».
Одновременно она подчеркнула, что «просто жизненно необходима реализация серьезных и регулярных мер, которые позволят гуманитарным организациям получить беспрепятственный доступ для эвакуации раненых и доставки товаров, в которых есть острая потребность». Правительство Сирии, как можно понять из ее слов, действует слишком медленно, поскольку постоянно требуются все новые «согласования» по принятию мер экстренной помощи.
Амос также посетила турецкую провинцию Хатай, расположенную вблизи от сирийской границы, где ознакомилась с положением беженцев из соседней арабской страны и встретилась с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу. До этого — еще на прошлой неделе – она провела консультации с правительствами Ливана и Иордании. «Я рекомендовала всем трем правительствам держать границы открытыми для находящихся в затруднительном положении людей», — сказала замгенсека ООН в пятницу.
Тем временем Координационные комитеты сирийской оппозиции констатировали продолжение «тяжелых и яростных столкновений» на окраинах все того же Хомса, а также тот факт, что в близлежащих странах скопились десятки тысяч беженцев из Сирии. Вопрос же о том, какова судьба многих жителей Баб-Амра, которым задавалась Валери Амос, похоже, пока остается открытым.
Что делать дальше в политическом плане – для международного сообщества также остается неясным. Кофи Аннан накануне приезда в Сирию заявил о своей «надежде на то, что никто всерьез не ставит вопрос о военном вмешательстве в Сирии». Одновременно самый известный американский «ястреб» сенатор Джон Маккейн заявил телеканалу «Аль-Джазира» о необходимости именно такого вмешательства в сирийские дела, проведя прямую аналогию с недавней ситуацией в Ливии. Но самое главное, в данном случае, в деталях. «Ведь Асад не проявлял желания совершить сделку», — как-то, походя, оговорился Маккейн. Конечно, «сделки» и прочие подобного рода манипуляции для заокеанских «друзей Сирии» — главное. Пошел бы Асад на сделку (интересно, какую)… И тогда можно было бы забыть о тысячах жертв, число которых, по данным секретариата ООН, достигло 7500 человек? Логика одновременно проста и цинична.