Закрыть

Колонки

Бермудский треугольник: Вашингтон–Тегеран-Тель-Авив

 

В своем выступлении Обама пространно говорил об общих ценностях и принципах, которые связывают Израиль и Америку, о «нерушимых связях и отношениях» между двумя государствами.  Он весьма красиво и витиевато убеждал многочисленных делегатов конференции, что именно он, президент Барак Обама, не только говорил, но и больше, чем другие американские политики, делал для поддержки  еврейского государства. И, прежде всего, для укрепления военного потенциала Израиля.

Обама не был оригинален —  поскольку практически эти же самые слова за последние пятьдесят лет говорили до него и  все предыдущие президенты.

Обама вновь продекларировал свою приверженность идее разрешения ближневосточного конфликта путем формирования двух государств на Ближнем Востоке – еврейского и палестинского. Причем специально подчеркнул, что именно этот подход является основным и для нынешней израильской элиты. И, конечно, он не упомянул, что в этой политической схеме еврейское государство получает беспрецедентные рычаги полного контроля над палестинским образованием.

Но и это заявление ничего нового не содержит.

Реальная интрига на самом деле заключалась совершенно в другом.

Какими бы высокопарными, дежурными комплиментами не обменивались на публике Обама и Нетаньяху, внутреннее напряжение в американо-израильских отношениях нарастает. И это пульсирующее напряжение, иногда переходящее в жесткую конфронтацию, отражает еще более глубинный аспект противоречий внутри самой американской элиты, а точнее, между двумя лидирующими группами политического истеблишмента США.

С одной стороны, это военно-разведывательное сообщество, которое исходит из того, что страна должна готовиться к большой войне с Китаем и избегать прямого вовлечения в вязкие региональные конфликты, особенно на Ближнем Востоке. Военные интервенции в Ирак и Афганистан принесли гораздо больший стратегический ущерб США, чем какие-либо зримые дивиденды. При этом данная часть американского истеблишмента продолжает конфиденциально обвинять Израиль и произраильское лобби в Соединенных Штатах, что именно они спровоцировали вторжение в Ирак, в результате которого Исламская Республика Иран фактически достигла статуса региональной супердержавы и существенно продвинулась в своей ядерной программе.

С другой стороны, военным противостоит мощная религиозно-идеологическая часть американской элиты, объединяющая евангелистов, протестантских сионистов, иудейских сионистов. Но ключевым компонентом этой группы является произраильское лобби.

Все умрут, а что останется?

Главным камнем преткновения между этими двумя элитами США является стратегическое отношение к Ирану.  Израильская элита, а вслед за ней и ее союзники в Соединенных Штатах, убеждены, что ни при каких условиях Иран не должен получить собственного ядерного оружия. По двум основным причинам.

Во-первых,  дело совсем не в том, что Тегеран поспешит сбросить свою бомбу на Израиль.  Всем понятно, что ядерное оружие – это оружие стратегического сдерживания, а не оружие поля боя. Просто появление иранского ядерного оружия приведет к тому, что военно-стратегические возможности Израиля, который обладает бесспорным, качественным превосходством в военной силе над своими соседями, будут предельно сужены. Тель-Авив не сможет свободно осуществлять свои военно-силовые операции против своих противников, даже при прямой поддержке Вашингтона.

Во-вторых, мировая сионистская элита опасается, что появление у Ирана ядерного оружия приведет к широкомасштабному оттоку еврейского населения из Израиля. В результате, уже через 7-10 лет может произойти  кардинальный сдвиг в демографической ситуации в нынешнем сионистском государстве, окончательной потере его еврейского характера.

Израиль последние несколько лет регулярно угрожает нанести превентивный удар по ядерным объектам Исламской Республики Иран. Однако даже значительная часть израильского военного истеблишмента отдает себе отчет в том, что только военной мощи сионистского государства будет недостаточно для нанесения значимого поражения Ирану, чья армия в настоящее время считается одной из наиболее мощных  не только в регионе, но и во всем мире. Кроме того, израильский удар по Ирану способен спровоцировать большую и длительную войну для сионистского государства на нескольких фронтах, что опять-таки приведет к масштабному выезду еврейского населения из страны.

Поэтому наиболее оптимальным сценарием для Израиля, израильского лобби в США и поддерживающей его части американской элиты является вариант, при котором именно вооруженные силы Соединенных Штатов  нанесут «быстрый и сокрушительный удар» по ИРИ  и избавят еврейское государство от потенциальной иранской угрозы. Если Обама соглашается на такой сценарий, то американская сионистская  элита окажет ему, во всяком случае, на словах, поддержку на ноябрьских выборах.

Дружба дружбой, а баррель баррелем!

Однако для военно-разведывательного сообщества США такой вариант крайне неприемлем, если не сказать больше. Открытая война с ИРИ может затянуться на месяцы и годы, если Америка не применит свое ядерное оружие. Но применение ОМП может оказаться самоубийством в нынешней ситуации для американской цивилизации. Не только потому, что на мировых рынках воцарится хаос из-за взлета цен на нефть. И не только потому, что Вашингтон первым создаст  прецедент использования  ракетно-ядерного оружия в войне со своим политическим противником.  Самое главное заключается в том, что при таком варианте резко обострятся отношения  с Россией и Китаем, вплоть до тотальной военной конфронтации.

То, что в случае войны с Ираном никаких шансов у Обамы на  переизбрание не остается, даже не обсуждается.

Поэтому в своем выступлении на конференции АИПАК Барак Обама попытался вновь решить эту головоломку в своем традиционном стиле. С одной стороны, он вновь пригрозил Тегерану использовать все средства вплоть «до силовых», если ИРИ не откажется от реализации своей ядерной программы. С другой стороны, Обама в очередной раз подчеркнул, что  в интересах США и Израиля использовать в качестве давления на иранский режим  все более жесткие санкции, включая отказ от закупок иранской нефти, исключение ИРИ из глобального финансового механизма и внешнеполитическую изоляцию страны.

В любом случае, и выступление Обамы на конференции АИПАК и его сегодняшние переговоры с Нетаньяху решить нынешнюю дилемму, перед которой оказалась американская элита, не смогут. Внутриэлитная конфронтация в ближайшие месяцы будет только возрастать.  И итоги сегодняшних праймериз в Республиканской партии будут тому убедительным свидетельством.

 

Шамиль  Султанов, Президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях