Праздники и приметы
Концепция «единой российской интернет-площадки для экспорта» вызывает скептицизм
- Иван Синевский
- Тема: Россия
Минэкономики РФ продвигает проект аналога AliExpress, и eBay с Amazon – единую электронную площадку экспорта российских товаров. Очевидно, министерству хочется продемонстрировать активность, а то, что даже в едином агрегате российские несырьевые экспортные товары будут несравнимы на два-три порядка с «аналогами», его не беспокоит.
Предложение не вызывает ничего, кроме скепсиса. Прежде всего, не ясно, что мешает естественному пути развития и чем плохи, например, разные площадки «Яндекс Маркета», «Юлмарта» или Wikimart по отдельности, что требуется развить одну из них (в ущерб другим), или тратить государственные ресурсы на разработку чего-то новенького, конечно учитывающего «мировой опыт». Единственное объяснение, госструктуры ищут способ упростить себе жизнь, не регулируя несколько конкурирующих между собой ресурсов, а используя «назначенца», с которого просто можно будет получать гору отчетности.
Пояснение, что сервис будет иметь опорную среду в сегменте импорта продуктов питания немного конкретизирует задачу, но не отвечает на вопрос, зачем сгонять всех под одну крышу. Возможно, ответ кроется в экспансии «Почты России», которая, ничуть не улучшив сервис и качество основной деятельности, уже занимается и розничной торговлей и финансовой деятельностью.
Сама же идея личного кабинета потенциального экспортера выглядит интересной. В теории, после проведения работ с Российским экспортным центром, где экспортер пройдет процедуры стандартизации и сертификации продукции, он получает услуги кредитной, страховой и прочих видов поддержки просто по соответствующей заявке (крайне интересно, сколько ему все это будет стоить). Кроме того, он будет полностью избавлен от головной боли за логистику поставок, хотя вопрос ее цены также может оказаться ключевым.
Очевидны преимущества и для систем валютного и налогового контроля.
При этом, есть серьезные сомнения, как насчет доступности создаваемой среды для малого и среднего бизнеса, цена и связанные бюрократические издержки могут оказаться непосильными, так и насчет целесообразности использования ресурсов малого бизнеса.
Малый и средний бизнес составляет весьма незначительную часть экспортного потенциала (16 тыс. экспортеров от 5,6 млн. субъектов ответствующего предпринимательства) Объем экспорта также крайне незначителен. С другой стороны, возможно, подключение к экспортным возможностям, позволит увеличить экспортные цифры на порядки. Вопрос всего-навсего в цене и сложности процедур, хотя предполагаемое отсутствие конкуренции смущает уже сейчас.