Закрыть

Праздники и приметы

Выборы в Иране «зачищены»

 

Хотя формально именно меджлис занимается в Иране составлением законопроектов и бюджета, ратификацией международных договоров и т.д., его работа строго контролируется все тем же Советом стражей Конституции, специальным государственным органом, состоящим из шестерых представителей духовенства, назначаемых аятоллой Хаменеи и шестерых юристов, кооптируемых главой судебной системы (назначение которого также зависит от рахбара). Ко всему прочему, Совет стражей имеет еще и исключительное право вносить поправки в «охраняемую» им конституцию.

Во всем виноваты «враги»

Итак, иранским избирателям, а право голоса на предстоящих парламентских выборах из 75-миллионного населения Ирана имеют 48,2 миллиона человек, предстоит выбрать 290 депутатов из 3 444 кандидатов.

Иранские СМИ в эти дни полны разоблачений «вражеской пропаганды, подрывающей веру в наши выборы». Конечно, внешние противники по максимуму используют как факты подавления оппозиции в стране, так и противоречия в иранской правящей верхушке. Но критические голоса по-прежнему звучат и из самого Ирана. Так, профессор политологии Тегеранского университета Садера Зибакалам заявил телеканалу «Аль-Джазира», что «эти выборы станут испытанием для правительства и верховного лидера (аятоллы Хаменеи. – WordYou) и покажут, имеют ли они поддержку большинства иранского народа после всех невзгод и репрессий, имевших место два с половиной года назад». Под «невзгодами и репрессиями» подразумевается восьмимесячное противостояние властей и оппозиции, не признавшей в 2009 году победу Махмуда Ахмадинежада на президентских выборах.

В любом случае для властей принципиальное значение имеет явка избирателей. Скажем, на парламентских выборах 2008 года она составила 61%.  «Все должны знать, что участие народа в выборах будет означать серьезный удар по врагу», — заявил в своем последнем обращении к населению страны  аятолла Хаменеи.

Президент или аятолла?

Не менее важен и другой аспект нынешней политической борьбы в стране: в настоящее время сторонники лидера Ирана Хаменеи все активнее критикуют экономический курс президента и правительства.

Неслучайно депутаты меджлиса нынешнего созыва уже с началом избирательной кампании по выдвижению кандидатов вызвали президента для дачи пояснений по ряду принятых им внутри и внешнеполитических решений в парламент. Под соответствующим обращением подписались около 100 из 290 депутатов. Что стало первым такого рода случаем с момента Исламской революции 1979 года.

«Это на самом деле горький конкурс между Ахмадинежадлом с одной стороны и консервативными сторонниками более жесткого курса с другой», — констатирует профессор Зибакалам.

Повторение пройденного

Напомним, что на состоявшихся 12 июня 2009 года президентских выборах действующий глава Ирана Махмуд Ахмадинеджад набрал 62,63% голосов, его основной соперник Мир Хоссейн Мусави – 33,75% голосов. Кандидаты в президенты Мусави и Мехди Карруби заявили тогда о массовых фальсификациях на выборах и потребовали проведения повторных президентских выборов. Оба они до сих пор остаются под фактическим домашним арестом.

Многотысячные акции протеста недовольного населения стали причиной столкновений с полицией. Во время акций протеста в Тегеране были погибшие и раненые. По некоторым оценкам, это были самые мощные антиправительственными выступлениями за всю историю Исламской Республики. В ходе этой кампании сформировалось реформаторское «Зеленое движение». В нынешней ситуации его активисты призывают к бойкоту выборов. «Бойкот выборов — это национальный долг», – гласят распространяемые ими листовки.

В такой ситуации правозащитные организации, в частности, «Международная амнистия», опасаются «повторения пройденного» — новых репрессий против инакомыслящих.

«В сегодняшнем Иране вы подвергаете себя риску, если делаете что-то, выходящее за все более узкие рамки того, что власти считают социально и политически допустимым», — сообщает в своем докладе эксперт «Амнистии» по Ближнему и Среднему Востоку Энн Харрисон. — Все, что угодно — создание социальной группы в интернете, формирование или присоединение к неправительственной организации, или высказывание недовольства в связи с нынешней ситуацией — может отправить вас в тюрьму»

Давлению подвергаются и электронные СМИ, которые рассматриваются властями Исламской Республики как главная («вражеская») угроза режиму. В январе один из руководителей правоохранительных органов назвал поисковую систему Google «инструментом шпионажа», напоминает Энн Харрисон, а новая «киберполиция» потребовала от владельцев интернет-кафе установить закрытые телекамеры и фиксировать имена посетителей.

Однако все это не мешает представителям Совета стражей Конституции заявлять о соответствии нынешней предвыборной кампании нормам Основного закона. «Среди лиц, чьи полномочия утверждены, есть кандидаты от каждого крыла, группы и политических партий. На предстоящих парламентских выборах будет идти напряженная конкуренция между кандидатами», – говорится в опубликованном накануне выборов заявлении официального представителя этой госструктуры.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях