Закрыть

Праздники и приметы

Уроки Алжира для египетской революции

 

Все они должны немедленно отступить от своих обороняемых позиций, по-новому взглянуть на нынешний кризис и его разрешение, и задаться вопросом, что же пошло не так с восстанием, а главное, что потребуется, чтобы вернуть его в нужное русло.

Из бесед с египетскими политическими лидерами из различных групп у меня создалось впечатление, что на многих из них, в процессе взаимодействия с восстанием 25 января, повлияло их восприятие алжирской «Арабской весны» конца 1980-х и начала 1990-х годов. Но действительно ли недавние события в Египте —  дежавю?

На самом деле, есть определенное сходство между событиями, последовавшими за «весной в Алжире» октября 1988 года и «весной в Египте» в январе 2011-го, но есть и существенные различия.

Алжир 1990-х и современный Египет: сходства

Принципиальное сходство между Алжиром в 1990-х и Египтом с 2011 года и по сегодняшний день заключается в том, что спор в них разрешила армия, а не демократический процесс. Действительно, в обеих странах после народного восстания люди смогли впервые провести справедливые, свободные и многопартийные выборы с участием партий всего политического спектра.

В обоих случаях впервые исламские политические партии завоевали доверие большинства населения, поручившего им управлять делами государства. Самозваные демократы и либералы проиграли выборы, а затем совершили в сговоре  с армией государственный переворот против народного выбора и конституционной законности.

Большинство западных демократий и их союзников в регионе не приветствовали выбор народа. Мало того, что они хранили молчание перед лицом военного вмешательства, они также предоставили миллиарды американских долларов для поддержки путчистов и продолжения  военного вмешательства в политику, от которого и Алжир, и Египет страдают более 50 лет. Двадцать лет спустя, сегодняшний Алжир является очевидным свидетельством провала ведущей роли военных в политике страны.

Различия

Но есть также и различия между Алжиром 1990-х и Египтом сегодня. Особенно важное из них то, которое вполне могут упускать из виду нынешние политические лидеры Египта (как исламисты, так и их противники), и которое, возможно, привело к нынешнему кризису.

В октябре 1988 года Алжир стал свидетелем народных волнений с требованием  политических реформ, свободы и социальной справедливости. Покойный президент Шадли смог убедить «главных распорядителей» (то есть военных и службы безопасности, управлявших страной с обретения независимости в 1962 г.) положительно отреагировать на народные требования. Он предложил новую конституцию, позволяющую участвовать в политической жизни всем алжирцам без исключения. Исходя из этого, все политические партии участвовали не то чтобы в смене режима, а скорее в попытке реформирования существующей политической системы и конституции.

Таким образом в Алжире 1990-х, в отличие от Египта сегодняшнего, необходимо было стабильное большинство для реализации реформ.  Все политические партии были вовлечены в противоборство большинства и меньшинства.

К сожалению, партия большинства, а именно Исламский фронт спасения, не смогла донести эту мысль до других сторон. В то же время, партии меньшинства, которым не хватило культуры демократии, отвергли право партии большинства править страной.

Необходима смена режима, а не его реформа

В Египте есть три основных стороны конфликта: Партия свободы и справедливости, представляющая «Братьев-мусульман» и их союзников; движение «Тамарод» и Фронт национального спасения с союзниками; и военный аппарат. Все они, похоже, не смогли понять, что сегодняшнему Египту после народного восстания 25 января следует заниматься не реформами, а сменой режима. Это, в свою очередь, требует согласованных усилий от всех заинтересованных сторон, как большинства, так и меньшинств. На этом этапе все они должны принять подлинную культуру поиска и достижения консенсуса по основополагающему принципу новой политической системы, представляющей общество во всем его многообразии, отказавшись от логики безраздельного правления большинства и систематического противодействия оппозиционного меньшинства.

В национальных интересах этой великой арабской и африканской страны, а также всех, кому дороги свобода, социальная справедливость и достоинство – не допустить  провала египетской революции.

На этом непростом этапе от всех вышеперечисленных сторон конфликта требуется немедленно пересмотреть свои  цели и видение. Они должны, на данный момент, отложить в сторону свои идеологические и политические разногласия, и приступить к коллективному поиску национального  консенсуса как по всеохватывающему руководству страной,  так и по созданию новой политической системы, отвечающей чаяниям народа.

Это необходимый шаг на пути к поиску основанного на консенсусе, реалистичного и долгосрочного решения кризиса, которое позволит всем без исключения египетским политическим активистам уверенно работать вместе, без вмешательства военных в политику. Этот шаг поможет вновь вывести  революцию 25 января на правильный путь и достичь ее целей.

Изолировать военных от политики

Без сомнения, западная политика невмешательства в прерывание мирного демократического процесса в Алжире 11 января 1992 года способствовала осуществлению  египетскими военными государственного переворота 3 июля 2013 года.

Вмешательство армейского аппарата в политику является основным препятствием на пути демократических преобразований в Египте и во всем регионе. Военные и службы безопасности должны быть изолированы от политики и политических партий, и служить государству и гражданам. Арабский мир нуждается в демократической реформе вооруженных сил.

Чтобы вернуть египетскую революцию в нужное русло, необходимо достижение национального согласия между различными политическими силами и военными, а также преобразование армии и служб безопасности в такие, которые защищают демократию и демократически подотчетны гражданскому правительству.

«Арабскую весну» нужно использовать для продвижения стабильной и всех включающей системы гражданского правления в регионе. Сам народ, а не военные, являются главным фактором долгосрочной стабильности, глобальной безопасности, мирового экономического процветания, и, следовательно, прочного мира.

Анвар Хаддам, президент алжирского Движения за свободу и социальную справедливость. Член Исламского реформистского движения страны на протяжении 40 лет и  один из инициаторов его участия в политике. Полный вариант статьи опубликован на сайте Aljazeera.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях