Закрыть

Колонки

В исламе не должно быть насилия. Всё остальное должно быть

 

Когда недавно немецкий президент Йоахим Гаук заявил о том, что мусульмане являются частью Европы, я подумала, что глава Германии, похоже, более раскрепощен в этом вопросе, чем многие мои европейские братья и сестры по вере.

Ислам не является чем-то новым, чужим в Европе. Вспомнить хотя бы 700-летнюю мусульманскую историю Испании. Или многовековое влияние ислама на Балканах, в Сицилии, на Мальте, где и сегодня следы исламского наследия видны повсюду – от архитектуры до литературы. И попытки представить мусульман незваными гостями на Старом континенте – это просто попытки подтасовать историю, подвести ее под сегодняшнюю популистскую политику правых партий во многих европейских странах.

Мусульмане создают в Европе рабочие места

Точно также безосновательны попытки популистов представить европейских мусульман паразитами, получающими блага от социальной системы, и в то же время мечтающими подкосить демократические устои приютивших их стран. Во -первых, мусульмане в европейских странах наряду с «аборигенами» работают, платят налоги и таким образом финансируют эту самую пресловутую социальную систему, благами которой пользуются, к слову сказать, и сотни тысяч «коренных» европейцев. Моя приятельница Хадижа создала в итальянской Болонье фирму по производству особых корсетов, облегчающих жизнь инвалидам с некоторыми формами заболеваний скелета, перед этим создав и запатентовав этот самый корсет. Сегодня в объятой кризисом Италии, где заводы и фабрики сотнями увольняют рабочих, десятки лет отдавших производству, Хадижа создала около двухсот рабочих мест.

Или Айша из Мюнхена, которая возглавляет детский сад, работающий по системе Монтессори. 9 женщин получили работу у Айши. Причем отбирала она к себе как раз тех, кто, несмотря на отличную квалификацию, уже много лет вынуждены были жить на пособие по безработице. На таких в ведомствах по трудоустройству, как правило, ставят крест — годы уже не те, от труда, небось, отвыкли, да и работадатель не очень охотно берет «женщин в годах», потому что болеют они чаще и стоят дороже. А Айша — взяла, подарив каждой из этих дам «бальзаковского возраста» шанс, в котором отказывало им много лет подряд государство.

Таких примеров можно приводить сотни. Но нужно ли? И способны ли они, пусть даже приведенные тысячами, повлиять на инертность некоторой части европейских мусульман, даже несмотря на  вековую историю проживания в Европе все еще чувствующих себя здесь чужими?

«Мы» и «они»? Или все же просто «мы»?

Когда человек черпает силы в вере, которую он, разумеется, практикует, а не только декларирует, то он бывает мотивирован на то, чтобы быть не только полноправным, но и равноценным членом того  общества, в котором проживает. Наш Пророк, мир ему, говорил, что лучший из людей тот, кто приносит другим наибольшую пользу. То есть служение Всевышнему означает также и служение людям, и не только, кстати, мусульманам, добрыми делами. И эти усилия на пользу обществу означают также и усилия на пути Аллаха, потому что мусульмане таким образом представляют не только самих себя персонально, но и религию Аллаха.

С другой стороны, разве могут люди, в частности, мусульмане, которые, как в некоем добровольном гетто, обосабливаются от окружающей «кяфирской» действительности, как-то влиять на ситуацию в обществе, в котором они живут? Разве мышление категориями «мы» и «они» способно конструктивно повлиять на ситуацию самих мусульман, расширить  возможности правоверных в европейских странах или защитить их права, когда это необходимо?

Вряд ли это возможно, если очень внушительная часть мусульманской общины в той же Германии занимает либо позицию «премудрого пескаря», все лучше всех знающего и критикующего, но — со стороны, ничего не делая, если не считать, конечно, того, что в моменты вспышки своей пассионарности они публично сжигают американские и израильские флаги. Либо, наоборот,  с какой-то воинственной агрессивностью навязывают окружающим „нормы шариата“, чуть ли не призывая к насильственной смене строя. Одна их таких групп, прославившаяся в прошлом году акцией по раздаче прохожим экземпляров Корана, на днях добилась того, что правительство Германии запретило деятельность нескольких мусульманских организаций, обвиненных в том, что они-де намеревались «агрессивным образом заменить демократию саляфитской системой, а верховенство закона заменить Шариатом».

Европейцам можно сказать «сам дурак», но пользы от этого?

Конечно, тут можно поспорить с властями Германии, да и всего Европейского Союза. Можно напомнить им о том, что миллиарды денег налогоплательщиков, в том числе и мусульман, направляемые правительством вот уже годы подряд на спасение банков, ничего общего с демократией не имеют, но с надувательством людей и бессовестным их грабежом – вполне. Что превращение Европы в неприступную крепость с неустанным укреплением внешних границ  для беженцев даже из тех стран, которые сама же Европа веками безжалостно разоряла, ничего общего с правами человека не имеет, но с апардеидом — пожалуй, да. Или что непрерывное увеличение штата европейских чиновников в Брюсселе вкупе с регулярным повышением ими заработных плат для себя любимых, измеряющихся зачастую в пятизначных цифрах, в то время, как простых людей кормят рассказами о кризисе, а средняя зарплата повара или, скажем, парикмахера в Германии или Австрии составляет что-то около 700 евро, — ну никак не похоже на затягивание пояса, к которому руководство ЕС все время призывает граждан.

Обо всем этом можно было бы поспорить с властями Германии, и не только. Вот только кто будет слушать людей, которые и в самом деле призывают к смене существующего строя в той же Германии, как  бородатые парни с не достигающими до щиколоток штанами, пристававшие к прохожим с экзямплярами Корана? Во всем мире, в России в том числе, призыв к смене строя считается преступным, а в так называемых мусульманских странах угодить за решетку на долгие годы можно и за куда более безобидные дела.

Важнейший вопрос уммы — длина бороды и штанин

Иногда, наблюдая за некоторыми группами мусульман или отдельными братьями и сестрами, невольно возникает мысль, — пусть простит меня Всевышний, — что им не терпится превратить ислам в некое подобие католической церкви, где шоу и показуха давным-давно сменили истинные христианские ценности, внушив церковным людям, что не важно, к примеру, если пристав тайком нарушает целлибат, главное, чтобы на воскресной мессе костюмчик, вернее, ряса сидела.

Такое ощущение, что вопросы внешности затмили для современных мусульман все остальные, заставляя судить об уровне имана другого (другой) по длине штанин или цвету головного убора. Все эти бесконечные дебаты на мусульманских форумах и сайтах на тему, сколько сантиметров должна достигать борода, чтобы, ухватившись за нее, можно было проникнуть в рай. Или споры о том, что более «мусульманистее» для женщин, никаб или хиджаб, или вовсе бурка?

Эта легкость в вынесении такфиров друг другу и бескомпромиссность так называемых «гугл-шейхов», нахватавшихся пары-другой  хадисов или аятов из Священного Писания, притом полностью вырванных из контекста. Откуда все это? У кого мы этому научились? Или, наоборот, кто научил нас этому и привил нам эти черты?

Я не знаю, что происходит с мусульманами и почему многие из нас стали такими поверхностными и легковерными. Но знаю одно: глупо и контрпродуктивно, если не сказать преступно, считать сантиметры чужой бороды или хиджаба в то время, когда перед европейскими мусульманами стоят проблемы и задачи куда более серьезные. Война в Сирии и черствость европейских чиновников в отношении беженцев из этой охваченной пламенем страны, политика европейских стран, прежде всего Германии и Франции (то есть двух государств с наибольшим количеством мусульман) по отношению к вступлению Турции в ЕС, разобщенность самой уммы и многое другое – все это проблемы, которые, казалось бы, в первую очередь должны волновать современную исламскую общину Старого света.

Если бы мы все вместе занимались ими, то вряд ли у нас оставалось так много времени на обсуждение актуальнейшего вопроса уммы – вопроса бороды.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях