Ученые нашли в пыли на поверхности МКС‍ живые бактерии с Земли, способные выживать в космосе

На орбите Международной космической станции (МКС) были обнаружены бактерии, которые могут выживать в космосе. Об этом сообщила госкорпорация «Роскосмос».

Эксперименты российских учёных показали, что некоторые виды микроорганизмов остаются жизнеспособными даже под влиянием неблагоприятных факторов космоса. Эти живые организмы были обнаружены на внешней поверхности МКС.

Всего космонавты собрали 19 проб. Эксперименты проводились с 2010 по 2016 год сотрудниками научного института ЦНИИмаш (входит в состав госкорпорации «Роскосмос») совместно со специалистами ведущих научных учреждений России.

Исследования проводились в рамках космического эксперимента «Тест». Дважды были обнаружены представители родов Mycobacteria и Delftia; семейства Comamonadaceae порядка Burkholderiales, которые являются представителями типичных наземных и морских родов бактерий.

«В рамках космического эксперимента (КЭ) «Тест» космонавты «Роскосмоса» собрали 19 проб космической пыли с поверхности МКС во время выходов в открытый космос. Исследования проб космической пыли с МКС дважды показали наличие в образцах представителей родов Mycobacteria и Delftia; семейства Comamonadaceae порядка Burkholderiales, которые являются представителями типичных наземных и морских родов бактерий», — сообщается на сайте госкорпорации.

Удалось выяснить, что жизнеспособные единицы споровых бактерий и спор грибов в проведенных сеансах составляет около 45%, в 70% случаев удалось выявить фрагменты ДНК геномов различных микроорганизмов и определить их тип.

В итоге это позволяет «сделать вывод о геохимическом составе космической пыли на высоте 400 км над поверхностью Земли и его источниках», что доказывает гипотезу о внешнем тропосферном источнике живых организмов и позволяет предполагать возможность переноса аэрозольного вещества из тропосферы на высоты ионосферы.

Также подтверждается гипотеза о существовании механизма «ионосферного лифта», который осуществляет перенос тропосферного аэрозоля с поверхности Земли в верхнюю ионосферу.

Согласно выводам учёных, полученные результаты говорят о том, что живые организмы могут попадать из нижних слоёв атмосферы в верхние, в том числе при помощи так называемого ионосферного лифта. С помощью этого эффекта аэрозоль с поверхности Земли переносится в верхние слои атмосферы.

Сейчас верхняя граница биосферы установлена на уровне 15-20 километров и определяется озоновым слоем.