«Включатель» обжорства смогли обнаружить ученые в мозге мышей‍

Нейрофизиологи нашли особую область в мозге мышей, принудительное включение которой фактически мгновенно заставляет грызуна яростно есть пищу даже в том случае, если он уже был сыт, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Нейробиологи отметили, что даже минимальное воздействие на специфическую зону в субталамусе (подкорковая структура в среднем мозге) заставляет мышей поглощать огромные объёмы пищи. Об этом рассказал Энтони ван дел Пол, научный сотрудник Йельского университета.

«Даже минимальная стимуляция этого региона ведет к набору лишнего веса. Всего за десять минут стимуляции неопределенной зоны в субталамусе мышь съела примерно треть от ее дневной нормы потребления пищи. Это указывает на то, почему глубинная стимуляция мозга нередко приводит к тому, что люди начинают страдать от периодического обжорства», — рассказывает Энтони ван ден Пол

По его словам, в последнее время ученые активно изучают возможности мозга, в том числе механизмы, отвечающие за поедание пищи, а также за склонность злоупотреблять едой. Таким образом, специалисты уже открыли множество потенциальных «центров аппетита», гормонов и сигнальных молекул.

В свою очередь, Энтони ван ден Пол совместно с коллегами нашел еще одну область в мышином мозге, связанную с обжорством. К этому ученые пришли, изучая работу субталамуса, то есть той части мозга, которая расположена за гипоталамусом и связывает между собой кору и другие части таламуса и спинного мозга.

Подобная терапия, как рассказывают авторы открытия, часто приводит к необычным побочным результатам – у пациентов периодически развивается «зверский» аппетит и они начинают поедать огромные количества еды и набирать лишний вес.

Для того, чтобы понять почему это происходит, ученые заразили испытуемых мышей вирусом, который помогал им принудительно «включать» и «выключать» нейроны при помощи импульсов лазера. Наблюдая за грызунами, специалисты искали те клетки, случайная стимуляция которых заставляла испытуемых переедать.

Эта затея оказалась успешной – ван ден Полу и Чжану удалось найти подобные клетки в так называемой «неопределенной зоне» субталамуса – одной из его внутренних структур, функция которой была ранее неизвестной нейрофизиологам.

Стимуляция этих клеток приводила к действительно потрясающим эффектам – мыши резко меняли свое поведение и начинали судорожно есть пищу через мгновение после включения лазера даже в тех случаях, когда они были сыты и игнорировали пищу секунду назад. Всего за десять минут такой стимуляции они съедали треть от дневной нормы пищи, а через 40 минут достигали отметки в 80%.

Причиной развития этих приступов обжорства было то, что нейроны «неопределенной зоны» подавляли работу нервных клеток в центре насыщения в гипоталамусе,  что заставляло грызуна считать, что он был крайне голодным и не ел более суток. Когда пищи не было в пределах досягаемости, мыши начинали грызть веточки и другие несъедобные предметы, и мгновенно переставали это делать, если они видели пищу или облучение мозга прекращалось.

Что интересно, продолжительная стимуляция «центра обжорства» меняла пищевые предпочтения мышей и заставляла их есть больше сладкой и жирной пищи, что может быть связано с развитием ожирения и проблем с метаболизмом у тучных людей. Подавление работы этих клеток, в свою очередь, приводило к достаточно быстрому снижению массы мышей, что можно использовать для борьбы с ожирением в будущем.