Исследование: при падении астероида людей сдует с Земли сильными порывами ветра

Ученые из Федерального лондонского университета смоделировали падение на голубую планету 50 тысяч астероидов различного диаметра: от 10 до 500 метров. Полученные в экспериментов данные помогли исследователям установить причину гибели человечества в случае падения на Землю астероида.

Как они выяснили, вопреки устоявшимся представлениям, основная масса людских потерь от таких событий придётся на ранее слабо учитывавшиеся факторы. Среди них сильнейший ветер и ударная волна, проходящие после взрыва по огромной территории. До сих пор более опасными факторами считались образование цунами и огненный дождь. Соответствующая работа опубликована в Geophysical Research Letters.

Исследователи смоделировали результаты падений на Землю тел диаметром от 15 до 400 метров. За плотность астероидов они приняли цифру в 3 100 килограммов на кубометр. Это типичная плотность рыхлых каменистых астероидов неметаллического состава. По вычислениям учёных получилось, что тела до 56 метров в диаметре будут полностью разрушены воздушным взрывом.

Наиболее крупные смогут образовать кратер, вызовут землетрясение и так называемый огненный дождь. Последний образуется от того, что выбитые из земли обломки поднимаются от наземного взрыва в ближний космос. Те из них, что не набрали вторую космическую скорость, падают обратно. При этом они проходят через атмосферу и раскаляются до тысяч градусов. При падении в сухой местности это может вызвать массовые пожары.

Тела крупнее 56 метров, падая в океан, вызовут сильные цунами. Однако опасность последних не так велика. В большинстве смоделированных сценариев от них погибали лишь сотни тысяч человек. Энергия от удара при формировании цунами сильно рассеивается, поскольку волны взаимодействуют с «полкой» континентального шельфа и мелководий у берега океана. Когда моделировалось падение одинаковых тел на сушу и в море, жертвы от континентального удара астероида всегда на порядок превосходили морские.

На суше самый разрушительный эффект давал ветер. При взрыве сразу за фронтом ударной волны происходит снижение давления и плотности воздуха. Из-за этого после удара начинается обратный ход воздуха. Появлялся сильный (десятки метров в секунду) ветер вдоль поверхности, направленный к месту падения астероида. Исследователи считают, что он может увлекать с собой тела людей и ломать деревья, а также разрушать строения.

Как реальный пример такого ветра авторы приводят известные тунгусские события. В 1908 году инфракрасное излучение от воздушного взрыва тунгусского тела (30–40 метров в диаметре) обуглило лес на площади всего в 300 квадратных километров. Зато сильнейший ветер повалил практически все вековые таёжные деревья на площади в 2 000 квадратных километров. Будь эта местность населённой, число жертв было бы типичным для атомного оружия.

Для тел до 400 метров 60 процентов всех жертв придётся на ударную волну и ветер. Лишь 30 процентов умрёт непосредственно от вспышки излучения, порождённого взрывом астероида. Сходная картина должна наблюдаться при подрыве очень мощного термоядерного боеприпаса — в десятки-сотни тысяч мегатонн. Боеприпасов такой мощности на вооружении человечества нет и никогда не было в силу его очевидной избыточности для военных целей