Разгадана тайна чистой воды Байкала: в озере обнаружены уникальные бактериофаги, способные убивать опасные инфекции

Российские ученые из иркутского Лимнологического института СО РАН, проведя несколько анализов воды Байкала, пришли к сенсационному выводу. По их мнению, в водах озера водятся бактериофаги, убивающие вредные микроорганизмы, которые загрязняют водоемы, пишет «Московский комсомолец».

Тайну особенной чистоты воды озера Байкал разгадали ученые иркутского Лимнологического института СО РАН. Оказывается, естественными чистильщиками водоема являются микроорганизмы бактериофаги — вирусы, разрушающие патогенные бактерии.

Как сообщил «МК» доктор биологических наук, главный научный сотрудник института Валентин Дрюккер, гипотеза о том, что в Байкале обитают естественные враги бактерий, таких, как кишечная палочка или стафилококк, существовала давно. Однако у ученых не было возможности доказать это за неимением трансмиссионных электронных микроскопов, дающих увеличение в 600 тысяч раз (обычный световой дает увеличение всего в 2-3 тысячи раз). Получив же мощные приборы, они смогли разглядеть в воде Байкала самых мелких существ, размером в несколько нанометров (1 нанометр равен 10 в минус 9 степени метра).

«Они действуют только на бактериальную клетку и не действуют на остальные микроорганизмы. Если мы пьем антибиотики, мы убиваем всю микрофлору», объясняет Валентин Дрюккер, главный специалист Лимнологического института СО РАН.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Иркутские микробиологи обнаружили 9 из 10 известных науки ещё 4 новых вида. Есть среди них микроорганизмы, выделяющиеся особо крупными размерами (в десятки раз больше обычных бактериофагов), а также формами. К примеру, оказалось, что в Байкале водятся бактериофаги в форме юлы и даже молотка.

Каждый из этих микроорганизмов является специфическим киллером для определенных бактерий. Бактериофаги внедряются в какую-то конкретную бактерию, например, в кишечную палочку, размножаются, и та погибает. Самая активная борьба идет в прибрежной зоне озера, где обитает патогенная флора, подпитываемая хозяйственными стоками. В центральной же части Байкала вода настолько хорошо очищена бактериофагами, что ее можно пить, не подвергая кипячению.

Почти на всех найденных бактериофагов ученые завели «личные дела» с описанием морфологических и генетических свойств. Предполагается, что в будущем бактериофаги в успехом смогут заменить привычные всем антибиотики. Их преимущество в том, что они бьют не сразу по всей флоре организма, а по отдельным ее видам.