Закрыть

Праздники и приметы

Пессимистичный сценарий возможен: Эльвира Набиуллина заявила, что большая часть пути по оздоровлению банковского сектора уже пройдена

 

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина считает, что в условиях неопределенности на мировых финансовых рынках по-прежнему достаточно велика вероятность появления «черных лебедей», как финансисты называют непредсказуемые риски, и нужно быть готовым к пессимистическому сценарию развития событий. Прежде чем ситуация в российском банковском секторе существенно улучшится, пройдет несколько лет, пишет ТАСС.

Набиуллина пояснила, что процесс затруднен общим спадом экономики и ухудшением качества активов.

«Период активного оздоровления банковского сектора будет идти еще какое-то время. Мы надеемся прийти к той ситуации, когда количество отзывов лицензий будут измеряться единицами в год. Но на это уйдет еще несколько лет», — приводит ТАСС заявление Набиуллиной.

«Если говорить в целом об экономическом развитии, основные риски связаны со скоростью изменений в структуре экономики. Мы видим тенденции к импортозамещению, росту экспорта и начавшуюся структурную перестройку. Те сектора, которые выиграли от снижения курса рубля, активнее развиваются. Темпы структурных изменений зависят как от общей политики правительства по улучшению инвестиционного климата, так и от действенности специальных решений по поддержке отдельных секторов, например эффективны, на мой взгляд, программы поддержки ипотечного кредитования, сельского хозяйства.

Но есть и объективные факторы, которые влияют на процессы импортозамещения и переориентации на экспорт. Во-первых, это состояние рынка труда. Безработица у нас достаточно низкая, и для обеспечения растущих секторов трудовыми ресурсами нужно повышение мобильности и программ переквалификации рабочей силы, чтобы рост производства был сопряжен не только с ростом издержек на рабочую силу, но прежде всего с ростом производительности труда.

Как показывают опросы предприятий, процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки сдерживаются необходимостью модернизации производства, а это требует финансовых вложений, которые не все предприятия сейчас готовы сделать. Кроме того, модернизация, как правило, требует покупки импортного оборудования, потому что отечественных аналогов часто нет. В этом отношении крепкий рубль — помощник в модернизации.

Для устойчивого роста необходимо, чтобы экономика действительно прошла через структурную перестройку. Поэтому очень важно при первых признаках улучшения внешних условий не начать воспроизводить старую модель, которая привела нас к тем сложностям, которые мы испытываем. Все-таки надо суметь воспользоваться нынешней ситуацией для диверсификации экономики, и экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на это», — рассказала Набиулина.

Она также добавила, что в прошлом году лицензий лишились 97 банков, что стало рекордом за последние 17 лет.

Кстати, Набиуллина считает, что «зачистить» банковскую сферу от мошенничества можно раскрытием банковской тайны правоохранительным органом. По ее словам, такая информация сделает неизбежным наказание для сотрудников кредитных организаций, выводящих активы.

«Сейчас, когда мы выявляем в банках мошеннические действия, вывод активов, мы передаем материалы в правоохранительные органы. Однако мы не вправе передавать информацию, составляющую банковскую тайну, хотя часто вывод активов, например, связан с использованием счетов подставных, аффилированных компаний. Это обстоятельство ограничивает возможности правоохранительных органов в установлении признаков преступления, определении подозреваемых. И в этом случае информация, составляющая банковскую тайну, необходимая для работы правоохранителей, позволит нам сделать еще один шаг к тому, чтобы наказание для виновных было реально неотвратимым.

У нас есть предложения по совершенствованию законодательства по фальсифицированной отчетности. Введенная более двух лет назад в законодательство уголовная ответственность за фальсификацию отчетности работает не очень эффективно. Мы проанализировали, почему это происходит. Сейчас, когда мы получаем отчетность, если видим, что она недостоверная, мы обязаны выдать предписание банку, чтобы он ее исправил. Банк выполняет предписание и дает нам новую отчетность, где теперь честно показывает, что у него нет капитала, нет резервов. Это уже достоверная отчетность, и вы не можете его привлечь к ответственности за подлог, теперь он достоверно банкрот. Мы обсуждаем изменение в законодательство, которое позволит нам независимо от того, исправил он отчетность или не исправил, привлекать руководителей банка к ответственности за то, что они в принципе пошли на фальсификацию. В целом заинтересованные органы власти это предложение поддерживают, потому что фальсифицированная отчетность — это действительно одна из ключевых бед нашей банковской системы», — рассказала Эльвира Набиулина.

Она также отметила серьёзное снижение инфляции в России.

«Инфляция серьёзно снизилась в прошлом году и сейчас мы видим, что она ведёт себя так, как мы прогнозировали. Мы исходим из того, что добьёмся инфляции на уровне 4% к концу года. Но инфляционные риски сохраняются, и главный из них — всё ещё повышенные инфляционные ожидания. Мы часто говорим, что нам нужно их заякорить на низком уровне, а, по сути, они у нас заякорены на высоком уровне, так как люди привыкли к высокому уровню инфляции, и снижать их инфляционные ожидания достаточно сложно. Это требует много времени. У людей есть ощущение, что уровень инфляции реально выше, чем тот, который рассчитывает Росстат. Это происходит потому, что инфляция, во-первых, очень неравномерна по регионам, во-вторых, по-разному ощущается людьми с разным уровнем дохода. И плюс к этому психологически мы воспринимаем быстро растущие цены на какие-то отдельные товары как высокую инфляцию в целом. Снижение общего уровня инфляции будет тормозить и рост цен на отдельные товары. Это снизит и инфляционные ожидания. Что касается бизнеса, то у руководителей предприятий инфляционные ожидания, как правило, значительно ниже, чем у населения в целом. Однако эти ожидания все еще повышенные. Поэтому важно, чтобы бизнес отреагировал на наблюдаемое восстановление спроса в экономике не ростом цен, а ростом объемов производства и инвестициями», — добавила Набиуллина.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях