Обо всём

Вирус Зика: распространение по миру и защита бактериями

Ученые из Бразилии сделали открытие: бактерия вольбахия может стать заслоном вирусу Зика. В ходе проведенного эксперимента (заражение комаров Aedes aegypti бактерией Wolbachia) ученые получили воодушевляющие результаты: бактерия лишает комаров способности переносить в себе вирус Зика, информирует wordyou.ru. Научные выкладки бразильских ученых опубликованы в журнале Cell Host & Microbe.

Доклад бразильского научного фонда им. Освалду Круза, опубликованный в вестнике Cell Host & Microbe, познакомил научную общественность с потенциальным методом борьбы с вирусом Зика. Оказалось, что бактерия вольбахия в силах лишить комаров возможности переносить опасный вирус. Научные разработки бразильских ученых становятся тем интенсивнее, чем меньше времени остается до Олимпийских игр. В нынешнем году их запланировали в Бразилии, однако вирус Зика ставит под сомнение участие в ОИ для многих спорстменов: некоторые просто отказываются ехать на ОИ-2016.

Минздрав Бразилии не скрывает статистику заболеваемости вирусом Зика: в конце апреля число пациентов с подозрением на Зика составило 90 тысяч, большинство случаев зарегистрировано аккурат в центральном штате Рио-де-Жанейро. Именно там запланированы к проведению летние Олимпийские игры 2016 года. Ученые проводят исследования, нацеленные на искоренение вируса Зика, как минимум — остановки заболеваемости.

В декабре научный коллектив под руководством Лусиано Морейры начал очередной эксперимент, в котором задействовали четыре колонии комаров-переносчиков вида Aedes aegypti: Две из четырех групп комаров родились в лаборатории и изначально были заражены бактерией вольбахией. Остальные две группы были выловлены на лоне природы в штате Рио-де-Жанейро. В ходе эксперимента часть колоний комаров кормили зараженной вирусом кровью.

Двухнедельный эксперимент с инфицированной кровью продемонстрировал полную неспособность комаров с встроенной бактерией переносить вирус Зика. Следующим этапом исследования станет скрещивание измененных комаров (с вольбахией) и природных видов. «Такое потомство должно быть неспособным к переноске вируса, уверены ученые: вольбахия передается по наследству», поясняет Лусиану Морейра, научный руководитель исследования.

Бактерии-защитники от вируса Зика

Ученые США также решили бороться с вирусом на бактериальном уровне: их эксперимент задействовал «сексистских» бактерий Spiroplasma, уничтожающих лишь самцов. Самки от этой бактерии не страдают.  Наблюдения за поведением этих бактерий показали, что бактери находит свою цель, ориентируясь на активность особой белковой системы DCC, управляющей работой генов, которые расположены на женской Х-хромосоме. Поскольку в организме самцов есть лишь одна копия указанного участка ДНК, DCC будет увеличивать активность генов на Х-хромосоме, чтобы компенсировать утрату ее второй копии.